Митрополит Калужский и Боровский Климент посетил храм Спаса Преображения на Взгорье в г. Боровске

27 января 2020 года митрополит Калужский и Боровский Климент посетил с архипастырским визитом храм Спаса Преображения на Взгорье в г. Боровске.

Его Высокопреосвященство ознакомился с ходом восстановительных и ремонтных работ. Настоятель храма — иерей Максим Абросимов сообщил митрополиту Клименту о проделанной работе и планах на будущий 2021 год.

*** Историческая справка. На центральной площади Боровска расположен храм Преображения Господня «на взгорье».По Дозорной книге 1621 г. значится, что на посаде на Спасской улице стояла деревянная церковь Преображения Спаса, и «та церковь в приход крымских людей сгорела», а поп был убит в Пафнутьевом монастыре Многие столетия на этом месте стоял деревянный храм, но сколько раз он возобновлялся — неизвестно. Документы говорят, что очередной деревянный храм к началу XIX в. сильно обветшал. Вместо него по прошению священника храма Гаврилы Семенова и на деньги московского купца Василия Степановича Просвирнина в 1804 г. построили кирпичный храм Спаса Преображения с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла.

«Преображенский сей, на взгорьи, храм один из богатых и более других обеспечен по Боровску. Имеет и хорошую утварь и хорошую ризницу от щедрот того же благотворителя…» Здание церкви построили по типичной для приходских храмов схеме: четверик с полукруглой апсидой, одноэтажная трапезная и невысокая двухъярусная колокольня. Во внешнем облике храма нашли отражение формы классицизма. Квадратный в плане объем четверика украсили с северного и южного фасадов двухколонными портиками и увенчали ротондой с куполом, на который, в свою очередь, поставили главу в виде бельведера. Фасады трапезной декорировали арочными нишами и белокаменными карнизами больших выносов. Верхний ярус колокольни украсили колоннами тосканского ордера. В целом же наружная отделка храма была выполнена скромно и лаконично. Около колокольни стояла крытая железом деревянная сторожка и сарай для дров, близ алтаря была выстроена еще и часовня. События 1812 г. не оставили заметных следов на облике храма. Куда более впечатлительным и разрушительным оказался городской пожар, произошедший 22 мая 1857 г.

От него пострадала главка с вызолоченным крестом, которая «чрез огонь сгорела и упала», повредив купол храма. Сгорела крыша на алтаре и местами обгорела на трапезной. Огнем был поврежден шпиль на колокольне и все внешние деревянные конструкции храма. Сгорели сторожка, сарай для дров и часовня. Интерьер храма в целом не пострадал. Повреждены были только царские врата и их завесы, в приделе Покрова Пресвятой Богородицы оказались сдвинутыми с места престолы. Предусмотрительные прихожане вынесли из храма и часовни иконы и церковную утварь. Ущерб составил 1700 рублей серебром. Впоследствии прихожане сделали все возможное для восстановления храма. На их средства был возобновлен иконостас, своды расписаны масляной краской. В 1916 г. храм имел доходы, получаемые от кружечного сбора, процентов с капитала, положенного на вечное хранение, и со сдаваемой в аренду пахотной и сенокосной земли. В кредитных учреждениях накопилась к этому времени сумма в 15150 рублей.

В приходе храма числилось в тот год 33 дома, в которых проживали 68 мужчин и 63 женщины. Числились в приходе и 40 домов иноверцев и старообрядцев, в них проживали 52 мужчины и 68 женщин. Находились в ведении храма также два дома. Один двухэтажный каменный был построен в 1840­е гг. XIX в. московским купцом Алексеем Гавриловичем Поповым под богадельню для проживания в нем «12 человек женщин духовного звания». По описаниям начала ХХ века, дом, крытый железом, стоял на крутом обрыве, сползавшем вниз под гору, на церковной земле. Занимал дом 20 аршин в ширину и 17 аршин в длину. Имелись при нем и надворные постройки. Периодически дом сдавался в аренду. Предположительно, со второй половины 1882 г. по 1891 (или 1896) гг. в нем размещалось Боровское уездное училище, которое в те годы занимало верхний этаж и части нижнего этажа, а первый этаж занимал священник. Кстати, именно в этом здании и преподавал учитель арифметики К.Э.Циолковский. Во втором доме вдовы священника Павловского, тоже принадлежавшего церкви, размещалась библиотека училища и квартира штатного смотрителя.

С 1 октября 1896 г. по 1898 г. двухэтажный дом сдавался в аренду женской второклассной школе, а в 1916 г. в нем, возможно, располагалось Боровское городское приходское училище для мальчиков. События, последовавшие за октябрем 1917 года, лишили храм всей собственности. В 1923 г. его закрыли. Во время оккупации октября 1941 – января 1942 гг. фашисты превратили здание храма в склад оружия и амуниции, а при отступлении подожгли. В результате пожар уничтожил переплеты почти всех окон, стены и своды внутри храма закоптились, масляная живопись осыпалась вместе со штукатуркой. Кроме того, здание было обстреляно в ходе боевых действий: встречались выбоины от снарядов и ружейно­пулеметного обстрела на фасадах храма. Восстанавливать его никто не собирался. В 1942 г. здание отдали «Заготзерну» и, как смогли, приспособили под мельницу, потом расположили склады Боровского торга, а еще позже в нем продавали керосин. Народная молва «окрестила» храм новым именем – «Спас на керосине». В 1987 г. решением исполкома Калужского областного совета народных депутатов зданию храма был дан статус памятника местного значения. Отрадно, что в течение последующих нескольких лет усилиями энтузиастов во главе с председателем горисполкома В.С.Канунниковым была проведена частичная консервация и наружная реставрация храмового здания с установкой на его главке креста. Но еще долго здесь продолжали размещаться склады. Наконец, 20 ноября 2001 г. здание храма вернули Русской Православной Церкви.

http://eparhia-kaluga.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.